Зав. лабораторией информатики
Московского института открытого образования,
к.п.н. Н.Д.Угринович
Содержание профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).
Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
· Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2006;
· Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2006;
· Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». Методическое пособие для учителей.
· Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2006.
· Linux-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2006.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение.
Планирование профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне – 70 часов
Теория |
Компьютерный
практикум |
|||||||||||||||||||||||||||||
10
класс (35 часов) |
||||||||||||||||||||||||||||||
Информация и информационные процессы -
10 часов |
||||||||||||||||||||||||||||||
Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем.
Алфавитный подход к определению количества информации.
Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Представление числовой информации с
помощью систем счисления. |
№ 1. Определение количества информации как
меры уменьшения неопределенности знаний. № 2. Определение количества информации с
использованием алфавитного подхода. № 3. Решение задач и выполнение
практических заданий на кодирование текстовой, графической и звуковой
информации. № 4. Запись чисел в различных системах
счисления. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Контроль знаний и умений: тестирование. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Учебник
«Информатика и информационные технологии. 10-11»: Введение, Глава 2. Информация. Двоичное кодирование информации. |
Практикум
по информатике и информационным технологиям: Глава 2. Кодирование информации. Системы счисления. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Программное
обеспечение:
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Компьютер и программное
обеспечение – 7 часов |
||||||||||||||||||||||||||||||
Магистрально-модульный принцип
построения компьютера.
Операционная система: назначение и состав. Загрузка операционной
системы. Программная обработка данных.
Файлы и файловая система. Логическая структура дисков. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. |
№ 5. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями. № 6. Файловые менеджеры и архиваторы. № 7. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Контроль знаний и умений: тестирование, выполнение зачетной практической работы |
||||||||||||||||||||||||||||||
Учебник
«Информатика и информационные технологии. 10-11»: Глава 1. Компьютер и программное обеспечение |
Практикум
по информатике и информационным технологиям: Глава 1. Компьютер и программное обеспечение |
|||||||||||||||||||||||||||||
Программное
обеспечение:
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Информационные технологии - 18 часов |
||||||||||||||||||||||||||||||
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Система автоматизированного
проектирования КОМПАС-3D. Построение основных
чертежных объектов.
Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии.
Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых
файлов (документов).
Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование
абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов.
Гипертекст.
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания
документов.
Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные
математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков. |
№ 8. Создание растровых изображений. № 9. Создание векторных рисунков. № 10. Создание мультимедийных презентаций. № 11. Создание анимаций в презентациях. № 12. Создание, редактирование и форматирование документов. № 13. Создание гипертекстового документа. № 14. Построение графиков функций. №
15. Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов
(гистограмм, круговых и др.). |
|||||||||||||||||||||||||||||
Контроль знаний и умений: защита проекта. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Учебник
«Информатика и информационные технологии. 10-11»: Глава 7. Технология обработки графической
информации. Глава 8. Компьютерные презентации. Глава 11. Технология обработки текстовой информации.
Глава 10. Технология обработки числовых данных. |
Практикум
по информатике и информационным технологиям: Глава 4. Информационные технологии. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Программное
обеспечение:
|
||||||||||||||||||||||||||||||
11 класс – 35 часов |
||||||||||||||||||||||||||||||
Хранения,
поиск и сортировка информации в базах данных – 10 часов |
||||||||||||||||||||||||||||||
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические,
сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы,
запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных. |
№ 16. Система управления базами данных. № 17. Создание структуры табличной базы данных. № 18. Ввод и редактирование данных. № 19. Поиск и сортировка данных. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Контроль знаний и умений: защита проекта «Создание базы данных». |
||||||||||||||||||||||||||||||
Учебник
«Информатика и информационные технологии. 10-11»: Глава 11. Технология хранения, поиска и сортировки информации. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Программное
обеспечение:
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Информационные модели – 7 часов |
||||||||||||||||||||||||||||||
Моделирование как метод познания.
Формы представления моделей. Формализация.
Системный подход в моделировании.
Типы информационных моделей. Основные
этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. |
№ 20. Приближенное решение
уравнений графическим методом № 21. Построение геометрических
моделей (построения с помощью циркуля и линейки). № 22. Построение и исследование
физических моделей в электронных таблицах. № 23. Построение и использование геоинформационных моделей. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Контроль знаний и умений: защита проекта «Построение и исследование модели». |
||||||||||||||||||||||||||||||
Учебник
«Информатика и информационные технологии. 10-11»: Глава 5. Моделирование и формализация. |
Практикум
по информатике и информационным технологиям: Глава 6. Моделирование и формализация. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Программное
обеспечение:
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Коммуникационные технологии -
12 часов |
||||||||||||||||||||||||||||||
Передача
информации.
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете.
Протокол передачи данных TCP/IP.
Электронная почта и телеконференции.
Всемирная паутина.
Файловые архивы.
Поиск информации в Интернете. Основы HTML. Разработка Web-сайта. |
№ 24. Подключение к Интернету. Настройка модема. № 25. Работа с электронной почтой. Настройка почтовой программы Outlook Express. № 26. Путешествия по Всемирной паутине. Настройка браузера. № 27. Работа с файловыми архивами. № 28. Работа с поисковыми системами. № 29. Разработка Web-сайта. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Контроль знаний и умений: тестирование, выполнение зачетной практической работы |
||||||||||||||||||||||||||||||
Учебник
«Информатика и информационные технологии. 10-11»: Глава 12. Коммуникационные технологии. Глава 13. Основы языка гипертекстовой разметки документов. |
Практикум
по информатике и информационным технологиям: Глава 7. Информационные ресурсы Интернета. Глава 8. Разработка Web-сайтов. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Программное
обеспечение:
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Основы социальной информатики – 3
часа |
||||||||||||||||||||||||||||||
Информационная
цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура.
Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
Информационная безопасность. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Учебник
«Информатика и информационные технологии. 10-11»: Глава 6. Информатизация общества. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Резерв свободного учебного времени – 3 часа |