Зав. лабораторией информатики
Московского института открытого
образования,
к.п.н. Н.Д.Угринович
Cодержание
курса «Информатика и ИКТ» на профильном уровне соответствует утвержденным
Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего
образования по информатике и информационным технологиям и Примерной
программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и
ИКТ» на профильном уровне.
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на профильном уровне ориентировано на 280 часов (4 часа в неделю в 10-11 классах).
Преподавание обновленного курса «Информатика
и ИКТ» в старшей школе на профильном уровне ориентировано на использование
учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
·
Угринович Н.Д. Информатика и информационные
технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2003;
·
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и
информационным технологиям. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2003;
·
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ».
Методическое пособие для учителей.
·
Windows-CD. Угринович Н.Д.
Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004.
·
Linux-CD. Угринович Н.Д.
Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004.
В тематическом планировании курса в каждой
теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы
учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное
обеспечение.
Теория |
Компьютерный
практикум и решение задач | ||||||||||||||||||
10 класс, 1 полугодие (64
часа) | |||||||||||||||||||
Аппаратные и программные средства
ИКТ – 24 часа | |||||||||||||||||||
Архитектура компьютера. Магистраль: шина данных, шина адреса и шина управления. Шины периферийных устройств. Процессор: частота, разрядность и адресное
пространство. Оперативная память: тип, частота и
информационная емкость. Долговременная память. Магнитный и оптический принципы записи, хранения и считывания информации. Flash-память. Подключение периферийных устройств. Последовательные порты и параллельный порт. Графический порт AGP. Данные и программы. Программное обеспечение компьютера. Операционные системы: назначение, состав, загрузка. Прикладное программное обеспечение. Системы программирования. Файлы и файловые системы. Физическое и логическое форматирование жестких дисков. Архивация и разархивация файлов. Алгоритмы и методы архивации. Графический интерфейс операционной системы и приложений. Защита информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. |
№ 1. Тестирование параметров компьютера и сравнение его быстродействия с эталонными компьютерами. № 2. Установка в BIOS Setup параметров, обеспечивающих безопасность системы. № 3. Ознакомление с конфигурационными файлами и системным реестром операционной системы. № 4. Форматирование и дефрагментация гибкого диска. № 5. Разбиение жесткого диска на логические разделы и его форматирование. № 6. Работа с файлами и каталогами с помощью файлового менеджера. № 7. Архивации и разархивация файлов с помощью файлового менеджера или архиватора. № 8. Настройка графического интерфейса операционной системы. № 9. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.
| ||||||||||||||||||
Контроль знаний и умений: тестирование, выполнение зачетной практической работы. | |||||||||||||||||||
Учебник «Информатика и информационные
технологии. 10-11»: Глава 1. Компьютер и программное обеспечение |
Практикум по информатике и
информационным технологиям: Глава 1. Компьютер и программное обеспечение | ||||||||||||||||||
Программное обеспечение:
|
Информация и информационные
процессы - 40
часов | ||||||||||||||||||||||||||||
Вещественно-энергетическая и информационная картины мира. Информация как мера упорядоченности в неживой природе. Информация и энтропия. Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационные процессы в управлении. Системы с обратной связью. Информация и знания. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы измерения количества информации. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Естественные и искусственные языки. Кодировки русского алфавита. Кодирование генетической информации. Генетический алфавит. Расшифровка генома человека с использованием компьютерных технологий. Кодирование аналоговой (непрерывной) графической и звуковой информации методом дискретизации. Кодирование графической информации (разрешающая способность и глубина цвета). Кодирование звуковой информации (частота дискретизации и глубина кодирования). Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления.Представление чисел в компьютере. Формат с фиксированной и плавающей запятой. Прямой, обратный и дополнительный код. |
№ 10. Определение количества информации с использованием вероятностного подхода. № 11. Определение количества информации с использованием алфавитного подхода. № 12. Единицы измерения количества информации. № 13. Представление текста в различных кодировках. № 14. Кодирование и декодирование текста. № 15. Определение числового кода символа и ввод символа по числовому коду в текстовых редакторах. № 16. Установка графического режима экрана монитора. № 17. Параметры растрового изображения (разрешение и глубина цвета). № 18. Запись звукового файла с заданными частотой дискретизации и глубиной кодирования. № 19. Информационный объем звуковых файлов и качество звучания. №. 20. Запись чисел в различных системах счисления. №. 21. Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую. №. 22. Перевод дробных чисел из одной системы счисления в другую. №. 23. Перевод произвольных чисел из одной системы счисления в другую. №. 24. Перевод чисел из системы счисления с основанием 2 в систему счисления с основанием 2n (где n = 3 и n = 4). № 25. Арифметические операции в позиционных системах счисления. № 26. Представление чисел в компьютере в формате с фиксированной запятой. № 27. Представление чисел в компьютере в формате с плавающей запятой. № 28. Запись чисел в прямом, обратном и дополнительном кодах. | |||||||||||||||||||||||||||
Контроль знаний и умений: тестирование, выполнение зачетной практической работы. | ||||||||||||||||||||||||||||
Учебник «Информатика и информационные
технологии. 10-11»: Введение. Глава 2. Информация. Двоичное кодирование информации. |
Практикум по информатике и
информационным технологиям: Глава 2. Кодирование информации. Системы счисления. | |||||||||||||||||||||||||||
Программное обеспечение:
| ||||||||||||||||||||||||||||
10 класс, 2 полугодие (76
часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
Основы логики - 18 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
Формы
мышления. Алгебра
высказываний. Логические
выражения и таблицы истинности. Логические
функции. Логические
законы и правила преобразования логических выражений. Логические
основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер. |
№ 29. Построение таблиц истинности логических функций и выражений (в том числе с использованием электронных таблиц). № 30. Преобразование логических выражений с использованием логических законов и правил преобразования (в том числе с использованием инженерных калькуляторов). № 31. Построение логических схем основных устройств компьютера (сумматор, триггер). | |||||||||||||||||||||||||||
Повторение и контроль знаний и умений: тестирование. | ||||||||||||||||||||||||||||
Учебник «Информатика и информационные
технологии. 10-11»: Глава 3. Основы логики и логические основы компьютера |
Практикум по информатике и
информационным технологиям: Глава 3. Основы логики и логические основы компьютера | |||||||||||||||||||||||||||
Программное обеспечение:
| ||||||||||||||||||||||||||||
Технология
создания и обработки графической и мультимедийной информации – 18 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
Растровая и
векторная графика. Форматы
графических файлов. Растровые и
векторные редакторы. Редактирование изображений в растровом редакторе
Paint.
Создание
изображений в векторном редакторе, входящем состав текстового редактора
Word. Система
автоматизированного проектирования КОМПАС-3D. Построение
основных чертежных объектов. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. |
№ 32. Создание и редактирование растровых графических изображений. № 33. Создание и редактирование векторных рисунков. № 34. Геометрические построения с использованием САПР. № 35. Создание мультимедийных презентаций. № 36.
Создание анимаций. | |||||||||||||||||||||||||||
Учебник «Информатика и информационные
технологии. 10-11»:
Глава 8. Компьютерные презентации. |
Практикум по информатике и
информационным технологиям: Глава 4. Информационные технологии. | |||||||||||||||||||||||||||
Программное обеспечение:
| ||||||||||||||||||||||||||||
Технологии
создания и обработки текстовой информации – 18 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
Создание и
редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов
(документов). Форматирование
документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки.
Таблицы.
Форматирование символов. Гипертекст.
Компьютерные
словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического
распознавания документов.
|
№ 37. Создание документа с помощью мастера. № 38. Создание документа на основе шаблона. № 39. Форматирование символов в документе. № 40. Форматирование абзацев в документе. № 41. Вставка в документ формул. № 42. Нумерованные и маркированные списки. № 43. Вставка и форматирование таблиц. № 44. Создание гипертекста. № 45. Сохранение документов в файлах в различных текстовых форматах. № 46. Работа с компьютерными словарями и переводчиками. № 47. Сканирование и распознавание текстовых документов. | |||||||||||||||||||||||||||
Учебник «Информатика и информационные
технологии. 10-11»: Глава 11. Технология обработки текстовой информации. |
Практикум по информатике и
информационным технологиям: Глава 4. Информационные технологии. | |||||||||||||||||||||||||||
Программное обеспечение:
| ||||||||||||||||||||||||||||
Обработка
числовой информации –
22 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
Электронные калькуляторы. Структура электронных таблиц. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.
|
№ 49. Вычисления в электронных калькуляторах. № 50. Ввод в таблицу чисел, текстов и формул. № 51. Использование в формулах абсолютных, относительных и смешанных ссылок. № 52. Приближенное графическое решение уравнений. № 53. Приближенное решение уравнений методом подбора параметра. № 54. Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов (гистограмм, круговых и графиков). | |||||||||||||||||||||||||||
Контроль знаний и умений: тестирование, защита проекта. | ||||||||||||||||||||||||||||
Учебник «Информатика и информационные
технологии. 10-11»: Глава 10. Технология обработки числовых данных. |
Практикум по информатике и
информационным технологиям: Глава 4. Информационные технологии. | |||||||||||||||||||||||||||
Программное обеспечение:
| ||||||||||||||||||||||||||||
11 класс, 1 полугодие (64
часа) | ||||||||||||||||||||||||||||
Алгоритмизация и
объектно-ориентированное программирование – 28 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
Алгоритм и его
формальное исполнение. Основные типы
алгоритмических структур. Основы
объектно-ориентированного визуального программирования. Классы объектов,
экземпляры класса и семейства объектов. Объекты: свойства, методы,
события. Графический интерфейс
и событийные процедуры. Форма и размещение на ней управляющих
элементов. Тип, имя и значение
переменной. Арифметические, строковые и логические выражения.
Присваивание. Выполнение программ
компьютером. Функции в языке
Visual Basic. Графические
возможности языка Visual Basic. Общие процедуры.
Область видимости процедур.
Модульный принцип построения проекта и программного кода.
Массивы.
Решения логических
задач. Язык объектно-ориентированного программирования Visual Basic for Application. Кодирование алгоритмов в форме макросов. |
Разработка
проектов в интегрированная среде языка Visual Basic: № 55. Форма и
размещение на ней управляющих элементов. № 56. Размещение на
формах изображений и графических полей. № 57. Поиск и
сортировка в массивах. № 58. Создание меню и
панелей инструментов проектов. № 59. Логические
операторы в языке Visual Basic. № 60. Графические
возможности языка Visual Basic. № 61.
Анимация. № 62. Отладка программных кодов. | |||||||||||||||||||||||||||
Контроль знаний и умений: защита проекта | ||||||||||||||||||||||||||||
Учебник «Информатика и информационные
технологии. 10-11»: Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования. |
Практикум по информатике и
информационным технологиям: Глава 5. Объектно-ориентированное программирование на языке Visual Basic. | |||||||||||||||||||||||||||
Программное обеспечение:
| ||||||||||||||||||||||||||||
Моделирование и
формализация – 36 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
Моделирование
как метод познания. Формы
представления моделей. Формализация. Системный подход
в моделировании. Типы
информационных моделей. Основные этапы
разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование
физических моделей. Исследование
математических моделей. Приближенное
решение уравнений. Вероятностные
модели. Биологические
модели развития популяций.
Геоинформационные модели. Оптимизационное
моделирование в экономике. Экспертные
системы распознавания химических веществ. Модели
логических устройств. Информационные модели управления объектами. |
№ 63. Исследование
математических моделей: приближенное решение уравнений, вероятностные
модели, геометрические модели. № 64. Исследование
физических моделей. № 65. Исследование
биологических моделей развития популяций. № 66. Использование
информационных моделей. № 67. Использование
химических моделей. № 68. Оптимизационное
моделирование. № 69. Построение
логических моделей. № 70. Построение
информационных моделей управления объектами. . | |||||||||||||||||||||||||||
Контроль знаний и умений: защита проекта. | ||||||||||||||||||||||||||||
Учебник «Информатика и информационные
технологии. 10-11»: Глава 5. Моделирование и формализация. |
Практикум по информатике и
информационным технологиям: Глава 6. Моделирование и формализация. | |||||||||||||||||||||||||||
Программное обеспечение:
| ||||||||||||||||||||||||||||
11 класс, 2 полугодие (72
часа) | ||||||||||||||||||||||||||||
Технологии хранения, поиска и
сортировки информации
– 20 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
Базы
данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы
управления базами данных (СУБД). Формы
представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных. |
№ 71. Система управления базами данных. № 72. Создание структуры табличной базы данных. № 73. Ввод и редактирование данных. № 74. Поиск и сортировка данных. № 75. Создание реляционных баз данных. | |||||||||||||||||||||||||||
Контроль знаний и умений: защита проекта. | ||||||||||||||||||||||||||||
Учебник «Информатика и информационные
технологии. 10-11»: Глава 11. Технология хранения, поиска
и сортировки информации. |
| |||||||||||||||||||||||||||
Программное обеспечение:
| ||||||||||||||||||||||||||||
Телекоммуникационные
технологии – 32 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
Передача информации, источник и
приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение
информации при передаче, скорость передачи информации.
Локальные и глобальные компьютерные
сети. Защита информации от несанкционированного доступа. Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имен).
Информационные ресурсы и сервисы
компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы,
интерактивное общение. Поиск информации в компьютерных сетях.
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки
гипертекста (HTML – HyperText Markup Language). Форматирование текста. Вставка
графики и звука. Гиперссылки. |
№ 76. Подключение к Интернету. Настройка модема. № 77. “География” Интернета. Определение маршрута прохождения информации. № 78. Работа с электронной почтой. Настройка почтовой программы Outlook Express. № 79. Путешествия по Всемирной паутине. Настройка браузера. № 80. Работа с файловыми архивами. № 81. Работа с поисковыми системами. № 82. Общение в Интернете в реальном времени. № 83. Мультимедиа проигрыватели. № 84. Web-сайты и Web-страницы. Форматирование текста и размещение графики. № 85. Гиперссылки на Web-страницах. № 86. Формы на Web-страницах. № 87. Инструментальные средства создания Web-страниц. Тестирование и публикация Web-сайта. | |||||||||||||||||||||||||||
Контроль знаний и умений: тестирование, выполнение зачетной практической работы |
2 ч | |||||||||||||||||||||||||||
Учебник «Информатика и информационные
технологии. 10-11»: Глава 12. Коммуникационные технологии. |
Практикум по информатике и
информационным технологиям: Глава 7. Информационные ресурсы Интернета. | |||||||||||||||||||||||||||
Программное обеспечение:
| ||||||||||||||||||||||||||||
Информационная деятельность
человека - 10 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
Информационные ресурсы общества,
образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и
использовании информации. Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных
ресурсов. Основные этапы развития средств
информационных технологий. |
| |||||||||||||||||||||||||||
Контроль знаний и умений: тестирование. | ||||||||||||||||||||||||||||
Учебник «Информатика и информационные
технологии. 10-11»: Глава 6. Информатизация
общества. |
| |||||||||||||||||||||||||||
Резерв свободного учебного времени
– 14 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|